
Центральный банк России не включил НПФ «Сберфонд РЕСО», который принадлежит Анатолию Мотылеву, в систему гарантирования вкладов. И после этого начались разговоры, что пенсионный фонд – это всего лишь афера.
Без гарантии
Принятая ЦБ России система гарантирования должна распространиться не только на банки, но и на другие финансовые учреждения, которые принимают вклады населения. Естественно доверие к ним после этого должно увеличиться. Поэтому для них попасть в число участников системы гарантирования – это, по сути, вопрос выживания на рынке. Это понимают все, как участники, так и эксперты. Естественно новость о том, что пенсионный фонд, совсем недавно купленный Анатолием Мотылевым, получил от мегарегулятора отказ и его вкладчики не получат гарантии государства на свои деньги, стала маленькой сенсацией.
Формально озвученным обоснованием для отказа стала смена владельцев у НПФ «Сберфонд РЕСО». Группа РЕСО братьев Саркисовых как-то стремительно продали фонд группе лиц во главе с Анатолием Мотылевым и Сергеем Магидовым. При этом интерес к этому бизнесу оказался просто ажиотажным. Знающие люди говорили, что бывший министр правительства – Леонид Рейман – тоже либо собирался, либо еще будет инвестировать свои деньги в этот проект. Однако неофициально стало известно, что чиновники ЦБ по своей методике определил, что работает тот по принципу финансовой пирамиды.
Пирамида?
Действительно ли речь идет о пирамиде, конечно, никто сказать не может. Однако формальная причина, указанная в решение ЦБ, многим кажется слишком надуманной. Тем более, есть и другая настораживающая информация. Мотылев в прошлом году наращивал свои вложения в этот бизнес и сейчас в результате контролирует примерно 60 млрд. рублей пенсионных вкладов в НПФ. Сейчас он контролирует сразу шесть фондов и НПФ «Сберфонд РЕСО» второй по величине (16 млрд. рублей). Такое стремительное увеличение своего участия на этом рынке и рост количества вкладчиком чиновники в ЦБ действительно могли посчитать слишком подозрительным. Одна из главных задач регулятора, как раз и является защита вкладчиков. Чиновники могли перестраховаться, опасаясь возможной аферы. В любом это говори о недоверии к структурам Мотылева в целом.
Зачем нужны НПФ
В любом случае возникает вопрос, почему Мотылев так активно принялся скупать пенсионные фонды. Тем более, что какого-то стремительно прорыва никто в этом секторе не ждет. Самый очевидный, но не очень приятный: средства, которые аккумулируют фонды, он планирует направить в свой банк. Напомним, М Банк сейчас проводит очень активную кампанию по привлечению вкладчиков, предлагая высокие проценты. Некоторые эксперты всерьез опасаются, что это вызвано проведению рискованной кредитной политики или означает, что банк и вовсе не собирается возвращать их. Получение плеча со стороны НПФ позволит решить часть его проблем. Их деньги просто уйдут на оплату обязательств банка и на убытки некоторое время можно будет закрыть глаза. Но тогда пострадать могут уже и сами фонды.